Представители
уполномоченного в районах

Новое в законодательстве в сфере защиты прав предпринимателей

(подготовлено уполномоченным по защите прав предпринимателей в Кировской области совместно с прокуратурой Кировской области)

С 1 января 2017 года вступают в силу нормы Федерального закона от 03.07.2016 № 277-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации»», направленные на совершенствование мероприятий по осуществлению контрольно-надзорной деятельности в отношении хозяйствующих субъектов.

О сути изменений:
- определен порядок организации и проведения мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований, установленных законами и иными нормативными правовыми актами;
- введен перечень мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями;
- введено новое мероприятие по контролю – контрольная закупка;
- определены новые основания для проведения внеплановой проверки;
- введено понятие «индикаторы риска нарушения обязательных требований»;
- внесены изменения в части порядка проведения выездной проверки.

О мероприятиях по профилактике нарушений обязательных требований:
Помимо традиционных контрольных проверок, контролирующим органам предоставлено полномочие по проведению мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных нормативных требований. Такие мероприятия проводятся с целью устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований. Открытый перечень таких мероприятий установлен ч. 2 ст. 8.2 Федерального закона № 294-ФЗ.
Так, орган контроля в рамках профилактических мероприятий осуществляет следующие функции:
-размещает на официальных сайтах нормативную базу для каждого вида государственного (муниципального) контроля;
-информирует организации и ИП по вопросам соблюдения обязательных требований. В частности, государственный орган разрабатывает и опубликовывает руководства по соблюдению обязательных требований, проводит семинары и конференции, а также разъяснительные работы в СМИ. А если обязательные требования подвергнутся изменениям, то контролирующий орган обязан распространить комментарии о нововведениях и рекомендации по их применению;
-не реже одного раза в год обобщает практику осуществления контроля, указывая на наиболее распространённые случаи нарушений, и размещает на официальном сайте в интернете;
-объявляет предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований. Предостережение выдаётся только в случае, если у органа контроля имеются сведения о готовящихся нарушениях и при условии, что ранее юридическое лицо или ИП не привлекались к ответственности за нарушение требований. Правительство РФ должно определить порядок составления и направления предостережения, подачи возражений на такое предостережение и рассмотрения возражений, а также порядок уведомления об исполнении предостережения.
Перечень перечисленных профилактических мероприятий не является исчерпывающим. Законодательными актами могут быть предусмотрены так называемые специальные профилактические мероприятия, направленные на предупреждение причинения вреда, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

О мероприятиях по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
К контрольно-надзорным мероприятиям, в ходе проведения которых не требуется непосредственного участия проверяющих лиц, относятся, в частности:
-плановые (рейдовые) осмотры территорий, акваторий, транспортных средств в соответствии со ст. 13.2 Закона № 294-ФЗ;
-административные обследования объектов земельных отношений; измерение параметров природных объектов окружающей среды (воздуха, вод, почвы, недр);
-измерение параметров функционирования сетей и объектов электроэнергетики, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, сетей и средств связи;
-наблюдение за распространяемой рекламой;
-наблюдение за размещаемой информацией в сети интернет и средствах массовой информации;
-анализ информации о деятельности и действиях юридического лица и ИП.
Мероприятия по контролю проводит уполномоченное должностное лицо органа государственного контроля или органа муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании специального задания.
Если в ходе проверки будут выявлены нарушения обязательных требований, то, помимо применения пресекательных мер, должностное лицо направляет руководителю мотивированное представление для принятия решения о назначении внеплановой проверки. Теперь такое письменное представление должностного лица является самостоятельным основанием для проведения внеплановой проверки.
Если орган госконтроля получит сведения о готовящихся нарушениях, то проверяющему лицу направляется предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.

Контрольная закупка.
Это мероприятие, в ходе которого контролирующим органом осуществляются действия по созданию ситуации для совершения сделки в целях проверки соблюдения юридическими лицами и ИП обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг потребителям.
Контрольная закупка проводится по основаниям, предусмотренным для проведения внеплановых выездных проверок и по согласованию с органами прокуратуры.
Контрольная закупка проводится без предварительного уведомления проверяемых лиц. В ходе закупки должны присутствовать два свидетеля либо применяться видеозапись. Кроме того, можно использовать фото- и киносъёмку, а также иные способы фиксации. Более того, контрольная закупка может осуществляться дистанционно с использованием информационно-коммуникационных технологий. По итогам контрольной закупки составляется акт, который подписывается должностным лицом органа госконтроля и свидетелями, а если выявлено нарушение, то подписи ставят и представители проверяемого лиц.
Экземпляр акта вручается юридическому лицу или ИП только в случае, если в результате закупки были выявлены нарушения обязательных требований.
Информация о контрольной закупке и результатах её проведения вносится в единый реестр проверок. Правительство РФ установит особенности организации и проведения контрольной закупки, а также учёта информации о ней в едином реестре.

Основания для проведения внеплановой проверки.
-Так, основанием для проведения незапланированной проверки послужит заявление юридического лица или ИП о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения на осуществление юридически значимых действий.
-Вторым основанием является мотивированное представление должностного лица контролирующего органа, составленное по результатам мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и ИП.
-Что касается такого основания проверки, как нарушение прав потребителей, то проверка проводится только при условии, что заявитель обращался за защитой нарушенных прав к юридическому лицу или ИП, но требования заявителя не были удовлетворены.
-Ещё одним новым основанием является выявление параметров деятельности юридического лица, ИП соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным индикаторам риска является основанием для проведения внеплановой проверки.

О введении индикаторов риска нарушения обязательных требований.
Индикаторы риска нарушения обязательных требований – это параметры, соответствие которым или отклонение от которых само по себе не является доказательством нарушения обязательных требований, но свидетельствует о высокой вероятности такого нарушения. Индикаторы риска выявляются в ходе проведении контрольных мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами и ИП. Индикаторы риска нарушения обязательных требований разрабатываются и утверждаются федеральными органами исполнительной власти и подлежат размещению в интернете.

О нововведениях в части порядка проведения выездной проверки.
В ст. 12 ФЗ № 294-ФЗ введена ч. 7, в соответствии с которой в случае, если проведение плановой или внеплановой выездной проверки оказалось невозможным в связи с отсутствием индивидуального предпринимателя, руководителя или иного должностного лица юридического лица, либо в связи с фактическим неосуществлением деятельности юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, либо в связи с иными действиями, повлекшими невозможность проведения проверки, должностное лицо органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля составляет акт о невозможности проведения соответствующей проверки с указанием причин невозможности ее проведения.
В этом случае орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в течение трех месяцев со дня составления акта о невозможности проведения соответствующей проверки вправе принять решение о проведении в отношении таких юридического лица, индивидуального предпринимателя плановой или внеплановой выездной проверки без внесения плановой проверки в ежегодный план плановых проверок и без предварительного уведомления юридического лица, индивидуального предпринимателя.